О том, как устроено сообщество терапевтов
Самому перерабатывать всё, что приносят клиенты, и при этом оставаться работоспособным достаточно непросто. Поэтому у терапевта в 80 % случаев есть свой терапевт и в 100 % случаев должен быть супервизор, чтобы разбирать клиентские случаи.
Хороший супервизор, выслушав рассказ о том, как психолог ведет терапию, может дать своевременный совет, поделиться своим мнением, скорректировать метод, указать на ошибки. В Америке профессиональное сообщество терапевтов устроено довольно строго. И если клиент, к примеру, покончит с собой, запускается расследование, в ходе которого терапевт должен будет предъявить все свои записи сессий с клиентом. И все те же супервизоры решают, насколько корректным было поведение терапевта.
В сериале у героини Уоттс есть интервизорская группа — коллектив, который занимается разбором. Это тоже неплохой вариант, вот только Джин к мнению коллег особо не прислушивается и даже не видит потребности в этом. «Голосом разума», а точнее выражением грамотной психологической позиции выступает коллега Джин — уже в первой серии он говорит о том, что «мы обсуждаем проблемы клиентов, а не принимаем решения». Тогда как Джин легко может посоветовать клиенту после расставания с девушкой собрать её вещи и убрать их в коробку.
О профессиональном выгорании
Нам показывают, что Джин находится на стадии профессионального выгорания. Об этом говорят её фразы «Меня приводит в уныние, когда пациенты совершают одни и те же ошибки» (1-я серия) и «Я устала неделями сидеть в офисе и слушать одну и ту же историю без результатов. Это неприятно» (2-я серия). Когда у психолога случается эмоциональное и профессиональное выгорание — это повод самому обратиться к психологу или взять супервизию по своим клиентам. Джин же решает проблемы при помощи алкоголя и новой вымышленной личности — «Дианы», — которую она примеряет на себя.
Становясь «Дианой», Джин начинает мониторить соцсети клиентов, знакомиться с теми, о ком клиенты конфиденциально рассказывают ей на сессиях, проверять достоверность информации, которую ей доверяют клиенты. Так, она через весь город едет в парикмахерскую и заводит беседы с дочерью Клэр — одной из клиенток, той самой, которую убеждала, что дочь её любит. Ребекка, дочь Клэр, рассказывает ей о своих отношениях с матерью. Также «Диана» знакомится с Сидни, девушкой другого своего клиента Сэма, которому советовала упаковать вещи и которому во второй серии директивно дала домашнее задание не вступать ни в какие контакты с Сидни. «Диана» не просто выведывает у Сидни подробности её жизни и ищет несоответствия в рассказах Сэма о ней, но и вступает с Сидни в любовные отношения.
Всё это, понятным образом, пагубно сказывается на работе. Клэр, которую на терапии Джин перестала поддерживать, когда разговор заходит о чувствах к дочери Ребекке, прерывает терапию. Сэм тоже начинает сомневаться в том, что Джин действует в его интересах. Сценаристы прямо показывают, как лишняя информация может только вредить клиенту. Всё, что клиент приносит на терапию, отражает его внутренний мир и то, как в нём он располагает свои чувства и как воспринимает события. Когда психолог получает какую-то информацию о клиенте, которую клиент сам не приносил на терапию, это начинает влиять на психолога и его восприятие клиента. Для клиента такая терапия становится небезопасной, потому что терапевт в какой-то степени обманывает его, зная о нём то, что клиент говорить не хотел. Невербально всё равно это будет проявляться в терапии — в виде напряжения, бессознательной конфронтации, отвержения как способа уйти от напряжения.