Что такое совесть

«…Сейчас я испытывал не стыд, не чувство вины, а кое-что более редкое в моей жизни, сильнее и того и другого: угрызения совести. Чувство более сложное, запутанное, первобытное. Главная его особенность в том, что ничего нельзя с ним поделать…»
В великолепном романе Джулиана Барнса «Предчувствие конца» - возможно, в лучшем романе Барнса – который в 2017 году выйдет в мировой прокат в виде киноверсии с Шарлоттой Ремплинг, есть одна цитата, которая заставляет задуматься о довольно сложном ощущении. Муках совести.
Давайте попробуем разобраться, что это такое – совесть. Муки совести, угрызения совести – эти устойчивые выражения говорят о том, что нечто причиняет человеку сильный дискомфорт, буквально грызет его, уничтожает, убивает.

К чувству стыд применимы выражения «сгореть со стыда», «провалиться под землю со стыда», то есть это чувство провоцирует сильный выброс энергии, прилив крови к голове и «сгореть» и «провалиться» хочется именно от тех, кто вокруг. Реальных или воображаемых. Известно, что стыд – это социальное переживание, привитое нам родителями и обществом, и потому возникает оно только в контакте с другим человеком.

Стыд можно испытывать и наедине с самим собой, но если быть внимательным к себе, постараться замедлиться и прислушаться к ощущениям, то всегда найдутся картинки, которые возникают в голове и отзываются телесными переживаниями во время столкновения с чувством стыда. И в этих картинках всегда есть люди, в присутствии которых – пусть и воображаемых - становится стыдно. Если совсем уж смотреть в медленной съемке, то человеку стыдно, потому что его стыдят.
При ближайшем рассмотрении можно сказать, что угрызения совести – это переживание стыда низкой интенсивности, нагруженного чувством вины, но вросшего при этом настолько глубоко, что он превращается в ценность, определяющей личность.
Чувство стыда жгуче и настолько непереносимо, что изолирует от контакта и окружения как раз таким образом, что хочется условно сгореть и провалиться. То есть тоже исчезнуть, как и при муках совести, но гораздо стремительнее. Стыд похож на горючее вещество – быстро вспыхивает и быстро изолирует, отрезает человека от других. И пережить стыд можно только через принятии другим – терапевтом, другом, близкими. Через предъявление своей уязвимости и принятия другими, то есть через сохранение или восстановление «сожженного» контакта.

Также Барнс упоминает чувство вины. Что ж, можно сказать, что это самое «простое» из этих трех переживаний – избавиться от чувства вины можно признав его, прожив и простив себя. Иногда невозможно получить прощение от человека, перед кем ты виноват, иногда невозможно исправить ситуацию - и тогда остается либо простить себя либо продолжать наказывать чувством вины какое-то время до наступления искупления. Последний выбор обычно происходит неосознанно.

Угрызения совести и правда – более запутанное и сложное чувство, чем вина и стыд. Ведь если вину можно искупить и простить, а стыд растворяется при его распознавании через принятие, то из чего состоят угрызения совести? Такого аутентичного чувства как совесть в природе не существует.

При ближайшем рассмотрении можно сказать, что угрызения совести – это переживание стыда низкой интенсивности, нагруженного чувством вины, но вросшего при этом настолько глубоко, что он превращается в ценность, определяющей личность. Звучат угрызения совести обычно как «не стоило так делать», «надо было по-другому». Угрызения всегда обращены в прошлое и всегда относительно поступков, которые совершил сам человек по отношению к другим или себе. Тогда совесть – это оценщик, цензор, который спустя время определяет, как изменилась личность. Который калибрует шкалу, по которой человек определяет себя как индивида.
И только изучив свои ценности и приняв себя другого, измененного, пошатнувшегося относительно прежней шкалы, можно создать ее новую, другую – и успокоить совесть.Если группа посчитает нужным, она также может установить свои собственные правила.
Шкала эта складывается из посланий, которые человеку давали родители и общество и которые он принял на глубинном уровне, переварив и согласившись с ними. Так «нельзя предавать» – это не то же самое, что «нельзя совать пальцы в розетку». Последнее касается поведения и обычно насаждается ребенку в виде прямого предписания. «Нельзя предавать» – такого родители или значимые для ребенка люди никогда могут и не говорить прямо, но сами поступать так. И тогда ребенок бессознательно считывает такое поведение и примеряет на себя как правило мира. И первобытным Барнс называет это переживание как раз потому, что закладывается фундамент этой шкалы ценностей с раннего детства.

Зачастую про ценности невозможно даже ответить, откуда они взялись, но именно когда они нарушаются, возникает совесть - осуждающий внутренний голос и тлеющий стыд. Это сочетание мучает, подрывает, «грызет» основы, на которых человек строит себя как личность. И только изучив свои ценности и приняв себя другого, измененного, пошатнувшегося относительно прежней шкалы, можно создать ее новую, другую – и успокоить совесть.


Записаться на встречу с гештальт-терапевтом Анной, автором статьи, можно по телефону +7 916 912 23 30. Подробнее про терапевта.
Made on
Tilda